Турецкая Армения: о чём на самом деле ведёт переговоры Пашинян в Вашингтоне и Брюсселе
Начиная с первых дней ноября 2020 года любой житель Еревана в ночные часы мог слышать непрерывные звуки кружащих в небе самолётов. Это Россия перевозила в Армению военную технику и личный состав, который через несколько дней должен был быть направлен в Арцах для осуществления миротворческой деятельности.
Договорённость о приостановке войны, размещении российских миротворцев, конфигурации разблокирования транспортных коммуникаций была достигнута не 9 ноября 2020 года, а ща несколько дней до начала переброски в страну российского военного контингента (Более того- Россия была готова перебросить войска и технику уже в первых числах октября 2020 года, и прорабатывала этот вопрос с армянскими коллегами, однако кое-кем, в итоге был сделан выбор в пользу того, чтобы оставить Шуши Азербайджану, а не сделать его базой расположения миротворцев в зоне, подконтрольной армянской стороне).
Документ от 9 ноября родился НЕ В НОЧЬ ЕГО ПОДПИСАНИЯ, его подписанию главами государств предшествовала огромная работа, суть которая касалась не столько самого Карабаха, а новой архитектуры безопасности самой Армении.
Тот процесс, в который сегодня вовлёк Армению и Арцах Никол Пашинян, во многом напоминает то, что описано выше, в том контексте, что на самом деле переговорный процесс на западных площадках сегодня идёт в логике детальной проработки новой архитектуры безопасности и логистики региона, а никак не будущего Карабаха.
И цепь событий свидетельствующих об это не сложно проследить:
- Признание Пашиняном в октябре 2022 года Арцаха частью Азербайджана;
- ввод в страну наблюдателей ЕС,
- «4-дневный переговорный марафон в Вашингтоне», и появившееся по их итогам заявление о важности создания «региональной системы безопасности»,
- постановочная перепалка Алиева и Пашиняна на заседании ЕАЭС в присутствии президента РФ Владимира Путине с целью сорвать подписание 2 новых заранее согласованных трёхсторонних заявлений,
- визит Пашиняна на инаугурацию Т.Р Эрдогана,
- заявления о том, что «все границы Армении будут охраняются силами самой РА» (что предполагает вывод российских даже пограничников с армяно-турецкой),
- целенаправленная дискредитация российской посреднической миссии в армянском информационном поле,
- заявление о намерении скорой ратификации Римского статута Парламентом РА, о чём было заявлено сразу после рассекречивания данных о давлении официального Вашингтона на Степанакерт с целью принудить на переговоры с Баку в рамках «признания суверенитета Баку над Арцахом»,
- заявления о фактическом прекращении процесса международного признания Геноцида армян,
- заявления о том, что «нынешняя модель патриотизма навязана Армении извне (то есть СССР, то есть Москвой и Россией),
- заявления о том, что 102 военная база представляет опасность для Армении, так как соседи видят в ней опасность для себя,
- заявления о том, что «Армения ищет гарантии безопасности в самом регионе»
- заявления о том, что «герб РА не имеет отношения к самой Армении» .
Ещё раз отмечу, что всё указанное выше - это процесс подготовки новой геополитической архитектуры Южного Кавказа, а не «переговоры о мирном договоре с Азербайджаном по вопросу Карабаха». Арцах Пашинян согласился сдать ещё в октябре 2022 года.
Я привёл пример с подготовкой всё той же архитектуры во время 44-дневной войны, чтобы Вы и сами провели параллели между двумя этими процессами.
Тот путь, по которому Пашинян ведёт Армении сейчас - это и есть полная и безоговорочная капитуляция, в «обёртке» формирования регионального военно-политического союза с Турцией и Азербайджаном. А разве он этого не понимает, или он просто идейный русофоб и арцахофоб?
Он и идейный и всё прекрасно понимает. Однако, если Вы рассмотрите процесс с точки зрения логики сохранения власти, то поймёте, что только в турецкой Армении (без Арцаха, без границы с Ираном, вне ОДКБ и ЕАЭС, без 102-ой военной базы, без российских пограничников на армяно-турецкой границе и без гарантий заменяющих базу и пограничников, без Арарата на гербе страны, с ограничениями по вооружениям и личному составу армии, извинившуюся за «раздувание мифа» о Геноциде армян и т.д. ) лично Пашинян имеет политическое будущее.
Вся «загвоздка» лишь в том, что гарантий на долгое существование этой турецкой Армении Пашиняну не дают ни в Брюсселе, ни в Вашингтоне, ни в Анкаре и Баку (вспомните совсем свежие заявления Эрдогана о «Зангезурском коридоре», заявления Баку о «делимитации» НЕ по картам 1975 года), и Вы поймёте, о чём идёт речь.
Текст получился большим, однако констатировать всё это очень важно. И когда в рамках всего описанного выше слышны заявления дающие действиям Пашиняна скорее морально-этического оценку, заявления о том, что «Пашинян не имеет права продать кровь тысяч воинов, павших на поле боя во время всех карабахский войн», я искренне удивляюсь. Красных линий для сохранения власти (хоть и временного сохранения) у него нет, и анализ событий даже 1 марта 2008 года многим должен был дать об этом чёткий сигнал, но наша политическая элита видимо желает, чтобы ей всё прямым текстом говорили.
Если не поймать этого человека за руку, то события не только 44-дневной войны, но даже Геноцида 1915 года покажутся всем «детской прогулкой», и важно, чтобы это в первую очередь поняла армянская политическая и бизнес элита. Непонимание, на мой взгляд, связано это с тем, что вся система мысли, язык описания реальности и, наконец, коммуникационные механизмы остались на уровне 26 сентября 2020 года. И неспособность «открыть глаза реальности 10 ноября 2020» года может приговорить всех нас на повторение «утра 24 апреля 1915 года».
Политолог исследовательского института «Политэкономия»
Бениамин Матевосян