О партии войны и поражения
Выступая в НС Никол Пашинян признал то, что ранее многократно отмечалось различными экспертами, но что отрицали власти и провластные круги – в октябре 2022 года в Праге Никол Пашинян договорился с Ильхамом Алиевым об «обоюдном признании территориальной целостности друг друга», проще говоря – Армения признала суверенитет Азербайджана над Нагорным Карабахом. Однако и в этой своей речи в НС Пашинян заявил о том, что официальному Баку этого оказалось мало, иными словами – Азербайджан не ставит перед собой задачу остановиться и не будет довольствоваться поглощением только Карабаха. Это уже третий раз с начала года, когда Пашинян открытым текстом (прошлые 2 раза во время своих пресс-конференций
) публично признаёт, что будущее, территориальная целостность и суверенитет Армении под угрозой.
Но теперь о самом главном: как так получилось, что Армения дошла до пражских соглашений?
Заявление 9 ноября установило основы новой архитектуры безопасности Южного Кавказа, где должна была быть проведена делимитация и демаркация границ, где должны были быть открыты экономические / транспортные коммуникации, где между соседями должны были начать устанавливаться приемлемые отношения, а вопрос Карабаха должен был быть оставлен на будущее, и во всех этих процессах Россия была готова оказать необходимую поддержку Армении.
Пашинян же зафиксировал для себя, что после осуществления указанных выше процессов он перестанет быть единственным внутриполитическим партнёром для РФ в Армении и соответственно потеряет власть, хотя от своих обязательств в отношении Армении Россия не откажется. Именно по этой причине он решил перенести переговорный процесс с Московской площадки на Западную площадку – ведь там давали гарантии лояльности и поддержки. Но гарантии не Армении, а лично ему, а также были рады руками Армении вывести Россию из региона.
В результате этих процессов и «родились» «Пражские договорённости», после которых Баку потребовал контроль над месторождениями золота в Арцахе, а также перекрыл Лачинский коридор, ведь если Арцах часть Азербайджана, то и коридор, и месторождения принадлежат Азербайджану. Однако вся трагедия в том, что, признав суверенитет Баку над Арцахом Пашинян не смог получить внятных гарантий безопасности и территориальной целостности для Армении ни от Запада, ни от Азербайджана. В этом вся проблема и трагедия ситуации.
Баку действительно руководствуется принципом – зачем брать часть, если можно взять всё. Именно отсюда и родилась активность вокруг идеи создания «Западного Азербайджана», а это прямые территориальные претензии Армении. И сделал всё это Пашинян под лозунгом «установления мира».
Любой, кто рационально смотрит на процессы конечно же понимает, что Армении нужен мир и с Азербайджаном и с Турцией, но партия войны и поражения на деле доказала, что неспособна добиться мир, что её интерес противоречит интересу государственному. Ей на смену должна прийти «партия мира и развития». Партия, которая сможет встроить Армению в новую архитектуру безопасности на Южном Кавказе, которая сможет отсрочить вопрос решения проблемы статуса Арцаха – это та повестка вокруг которой действительно можно мобилизовать международную поддержку для Армении. Более того – Баку и Анкара установят приемлемые отношения с Арменией только в одном случае – если будут уверены, что не смогут войной захватить нашу страну, именно создание той системы безопасности должно быть главным направлением работы властей Армении, и помочь ей в этом могут Россия и Иран.
Именно это и есть та реальность, в которой мы живём, и сегодня, когда власти часто цитируют произведение Е. Чаренца «Страна Наири» и говорят про «острую боль мозга», в действительности «острая боль мозга» – это отказ от принятия реалий физической карты: где с одной стороны Турция и Азербайджан желающие «сломать хребет армянской государственности», с другой стратегический и естественные партнёры, готовые помочь выстоять.
Из «Telegram»-канала политолога исследовательского института «Политэкономия» Бениамина Матевосяна