В каких границах ЕС в Праге признал «территориальную целостность Азербайджана»: входят ли туда 8 деревень, о которых говорил Алиев?
Во время последнего парламентского часа в НС Армении Никол Пашинян заявил о том, что в октябре 2022 года на четырехсторонней встрече в Праге Евросоюз четко « очертил границы Армении и заявил об отправке наблюдателей, чтобы мониторить эту границу».
Пашинян использовал данную формулировку в контексте вопроса о том, почему официальный Ереван отказался от миссии ОДКБ, но принял миссию от ЕС. Однако в заявлении Пашиняна есть и обратная сторона: если ЕС «очертил границы Армении», иными словами признал её территориальную целостность в рамках «Х» границ, то это означает, что в рамках границ «Y» ЕС признал и «территориальную целостность Азербайджана». В Баку же понятие «территориальная целостность» воспринимается только с включением в состав Азербайджана территорий Нагорно-Карабахской Республики. Однако в нынешней ситуации хотелось бы прояснить реалии касаемо даже не Арцаха, а Армении, ведь согласно позиции официального Баку, Армения «должна вернуть ещё 8 деревень» (вспомните, как 23 декабря 2022 года Алиев в беседе с президентом Франции прямо сказал о том, что «Армения удерживает «под оккупацией» 8 сёл, принадлежащих Азербайджану).
Речь, в частности, про Тигранашен, Воскепар и т.д. Если в Праге Пашинян признал суверенитет Азербайджана не только над Баку, но и над 8 деревнями, а «ЕС признал территориальную целостность Азербайджана» ещё и с указанными 8 деревнями, то уже сегодня следует открыто сказать о том, что потеря контроля над этими деревнями чревата энергетической и транспортной изоляцией не только для Сюника и армянского Арцаха, но и для всей Армении.
Через армянский Тигранашен проходит важнейшая межгосударственная трасса, связывающая центральную часть Армении с Сюником, Арцахом и Ираном. Если потерять Тигранашен, то у Армении останется всего один выход в Арцах и Иран - выход через Веди. При этом, получив Тигранашен, Азербайджан получит важнейший плацдарм для будущей атаки на центральную часть Армении, а также при малейшей «угрозе для себя» сможет отрезать Сюник от остальной части Армении, взяв и оставшуюся дорогу под прямой огневой прицел.
Что касается Воскепара, то через его и прилетающие территории проходит межгосударственная дорога в Грузию. Потеря контроля над этой территорией также ставит под угрозу физическое существование газопровода из Грузии в Армению (проходящего по линии Красный Мост – Севкар - Берд). Газопровод будет в прямой зоне досягаемости для азербайджанских орудий, и «эко активистов». Потеря данных территорий несёт в себе огромные риски и сужает горизонт предсказуемости для выстраивания стратегии безопасности для армянского государства. Горизонт предсказуемости в выстраивании своей логистической политики, в постройке своих транспортных развязок, а также может привести к энергетической блокаде.
В связи с указанным выше хочется спросить: если ЕС в Праге «признал территориальную целостность Армении», в результате чего Баку перекрыл Лачинский коридор, то в каких конкретно границах ЕС признал и «территориальную целостность Азербайджана»? Входят ли туда указанные населённые пункты и проходящие через них коммуникации?
Вопрос не праздный, а жизненно важный, так как никто не сможет дать гарантий, что после того как если будет «переварен Арцах», азербайджанские «эко активисты» не окажутся на участке газопровода из Грузии в Армению и не потребуют «возвращения представителей общины Западного Азербайджана на свои «исторические земли», то есть в города и деревни Армении».
По какой карте в Праге «признали территориальную целостность Армении»? По какой карте в Праге «признали территориальную целостность Азербайджана»? От ответов на эти вопросы зависит и то, будет ли подвергнута блокаде уже сама Армения или нет.
Из «Telegram»-канала политолога исследовательского института «Политэкономия» Бениаминa Матевосяна