Иран предпринял очередной антиазербайджанский шаг, сделав реверанс армянам
23 ноября городской совет Тегерана изменил названия 38 улиц города. Во всем этом примечательно то, что в переименовании улиц явно виден политический подтекст, направленный против Азербайджана. Например, улица Барадаран была переименована в Бадкубай, что является иранским вариантом названия Баку.
Улица Пайванди была переименована в улицу Гянджи, а переулок Мариам – в Шушинский переулок, хотя Азербайджан уже направил по этому поводу ноту протеста Ирану, отметив, что азербайджанское название города – не Шуши, а Шуша, Тегеран проигнорировал требование Баку. Кроме того, известный иранский писатель и ученый Салар Сейф заявил в ответ на претензии Баку, что настоящее название города именно Шуши, а не Шуша, о чем свидетельствует надпись на знаменитой Верхней мечети Гоар ага.
В Азербайджане это оценили в качестве посягательства на азербайджанские земли, а иранские эксперты даже не скрывают, что результаты второй Карабахской войны являются серьезной угрозой для безопасности Ирана.
Заметим, что смена названий улиц – не просто политический жест, а серьезное послание странам региона и обществу Ирана. Например, когда тогдашний президент Египта Анвар Садат, который считался врагом Ирана из-за Кэмп-Дэвидских соглашений с Израилем, был убит в 1981 году, улица, на которой находилось посольство Египта в Иране, была переименована в честь убийцы Садата. Более того, большинство названий улиц в Иране имеют идеологический подтекст. Например, улица в Тегеране, на которой находится посольство Афганистана, называется Пандшир, а в Афганистане есть область с таким же названием.
В Азербайджане эти переименования расценили как вызов, учитывая, что Иран решил не согласиться с геополитическими изменениями в регионе после Второй Карабахской войны. Конечно, пока Пашинян находится у власти в Армении, в Азербайджане могут не беспокоиться, поскольку окружение Пашиняна не считает и не воспринимает Иран в качестве своего естественного союзника. Более того, руководитель фракции Пашиняна Айк Конджорян с трибуны НС публично заявил, что Иран – авторитарная страна. Из чего можно предположить, что все эти шаги в Иране будут носить культурологический характер, поскольку на данный момент Тегеран не имеет других инструментов для серьезного противодействия турецко-азербайджанскому тандему.
Такова реальность.
Артак Акопян