Жирайр Липаритян, наконец, признался, что Тер-Петросян 7 лет боролся за то, чтобы у Карабаха была автономия в составе Азербайджана
Недавно радиостанция "Свобода" взяла интервью у Жирайра Липаритяна с просьбой прокомментировать последние события вокруг Карабаха. На прямой вопрос о том, кто виноват и ответственен за поражение в последней войне, Липаритян буквально ответил: "Непосредственным ответственным является Никол Пашинян, но глубинными и основными ответственными являются Роберт Кочарян и Серж Саргсян".
Липаритян был столь искренен, что раскрыл основной вектор внешней политики Армении в вопросе Карабаха до 1998 года. По словам бывшего советника Тер-Петросяна Жирайра Липартияна, этот вектор преследовал цель сохранить Карабах в составе Азербайджана в статусе территориальной автономии. Между тем, по его словам, Роберт Кочарян и Серж Саргсян пытались провозгласить независимость Карабаха от Азербайджана, что, по мнению Липаритяна, было «неосуществимой идеей». По его словам, Армения потратила на эту «нереалистичную идею» 20 лет, и в результате столкнулась с угрозой полной потери Карабаха. На то, что Армения не была согласна до 1998 года, Азербайджан не соглашается и сейчас, отказываясь видеть Карабах в своем составе в статусе автономии и отмечая, что в составе Азербайджана не должно быть подобной территориальной единицы.
Липаритян уверен, что сегодня еще не поздно вернуться к позициям Тер-Петросяна и бороться, чтобы у Карабаха была хотя бы автономия в составе Азербайджана, и что эта проблема может быть более понятной для так называемого «международного сообщества» и оно может содействовать этому.
Основная ценность этого интервью заключалась в том, что Жирайр Липаритян, наконец, искренне признался, что он и Левон Тер-Петросян не боролись за независимость Карабаха от Азербайджана, поскольку не верили и не верят в эту идею. Фактически, Липаритян признался в том, что долгие годы отрицали Левон Тер-Петросян и вся его команда. Теперь попробуем более подробно проанализировать ряд высказанных им идей.
Если Липаритян и Тер-Петросян были за идею о том, что Карабах должен остаться в составе Азербайджана в статусе автономии, то почему в 1992 году они не представили эту позицию обществу в качестве официальной позиции? Или же опасались, что член комитета "Карабах" Левон Тер-Петросян будет иметь моральную проблему с собственным народом?
В начале 90-х годов в течение двух лет войны погибли тысячи людей, и, как выяснилось, по словам Липаритяна, эти люди погибли "во имя ничего", поскольку уже тогда Липаритян знал, что "независимость Карабаха – нереализуемая идея". Сам Липаритян тогда знал это, но не сказал об этом. Что это, если не абсолютная безнравственность? Тем не менее, оставим этот вопрос в стороне. Говорить с Липаритяном о морали излишне.
Он заявляет, что Роберт Кочарян не хотел решить эту проблему, а Серж Саргсян, хотя и желал решить проблему, но имел также и нереалистичные идеи. А теперь попробуем более подробно проанализировать высказанные им идеи.
После победы в первой Карабахской войне армянская дипломатия, в том числе усилиями Жирайра Липаритяна, пережила фиаско, которое наиболее четко выразилось в 1996 году в Лиссабоне ("Лиссабонский саммит", высшее собрание государств-членов Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе – Zham.am). После 1998 года, "отредактировав" позорное дипломатическое наследие Липаритяна и Тер-Петросяна, в 2007 году мы получили ситуацию, когда международное сообщество было готово видеть независимость Карабаха от Азербайджана в обмен на возвращение семи районов.
Более того, в 2011 году Серж Саргсян был готов подписать Казанский договор, по которому армянская сторона передавала 5 районов, миротворцы размещались вокруг Нагорного Карабаха, а затем, когда Азербайджан согласился бы на референдум по Карабаху, армяне были бы готовы сдать оставшиеся 2 района, но оставить Лачинский коридор.
Иными словами, Роберт Кочарян и Серж Саргсян никогда не были сторонниками идеи "ни пяди земли", как пытается представить Жирайр Липаритян, они всегда были сторонниками идеи решения проблемы на основе компромиссов, которая была принята представителями международного сообщества в лице посредников Минской группы ОБСЕ. И до 2018 года не Армения осталась одна против международного сообщества (как это произошло во время липаритянов в 1996 году в Лиссабоне), а Азербайджан остался один против международного сообщества, и в подобных условиях ни Турция, ни Азербайджан не рискнули бы пойти на военное решение Карабахской проблемы. И только после прихода к власти «последователя» Тер-Петросяна и Липаритяна ситуация в Армении изменилась на 180 градусов.
Как Жирайр Липаритян, так и Никол Пашинян являются политическими деятелями двойных стандартов: они думали об одном, а говорили о другом. Это показывает как геополитическое, так и моральное банкротство этих деятелей, поскольку сторонник Тер-Петросяна и Жирайра Липаритяна не мог внезапно развернуться на 180 градусов и начать действовать в рамках лозунга "Арцах – это Армения! И точка!".
Тем не менее, здесь нет ничего удивительного, поскольку у Пашиняна были такие учителя, как Тер-Петросян и Жирайр Липаритян, которые пришли к власти в 1988 году под лозунгом "Миацум", а потом 7 лет подряд не поверили не только лозунгу "Миацум", но и тому, что вообще будет возможно оторвать Карабах от Азербайджана.
И после этого мы удивляемся, почему потеряли Карабах. Удивляемся, почему в 1915 году именно наш народ подвергся геноциду. Причина в том, что мы являемся практически единственным народом, который не смог очистить свою "грязь". Большинство народов мира прошли через все это. Но у этого есть свои глубинные причины, так как 600 лет лишенные государственности люди не могли сделать это без государственных институтов. И 20 лет из 30 лет нашей независимости, по всей видимости, было недостаточно для решения данной проблемы.
Такова реальность.
Давид Мкртчян